altereos: (Default)
[personal profile] altereos
Очередная кинобитва должна стать праздником для геймеров. Экранизации хитовых компьютерных игр - одно из самых развивающихся направлений в производстве блокбастеров в последние 20-25 лет. И судя по сборам - очень перспективное. Однако художественный уровень таких фильмов чаще всего оставляет желать лучшего: режиссеры научились переносить из игрового в киношное пространство сверхдинамичное действие, специфическую атмосферу оригинальной игры, а новые достижения в сфере компьютерной 3D-графики позволяют создавать в кино визуальные спецэффекты, не уступающие по крутизне игровым. Нужно помнить, что такие фильмы создаются для массового зрителя, а не только для геймеров. Если к визуальной и концептуальной части нет вопросов, то с чисто кинематографической точки зрения (сценарий, монтаж, актерская игра) мы часто наблюдаем тотальный провал. Для зрителей, не увлекающихся компьютерными играми, такое зрелище является сомнительным. Вот основная проблема, которую игровым киноблокбастерам стоит преодолеть рано или поздно. Недавно две мощные попытки предприняли относительно молодые (не более 45 лет) и талантливые режиссеры Дункан Джонс и Джастин Курзель, доказавшие предыдущими работами свое режиссерское мастерство, умение работать с визуальным стилем и с экшен-сценами.



Из удачных примеров прошлых лет можно вспомнить две работы Пола У.С. Андерсона ("Смертельная битва" 1995 г. и "Обитель зла" 2002 года), а также "Сайлент хилл" 2006-го года. Как видно, за последние 10 лет ничего достойного не вспоминается. Говорит ли это о том, что "игровое" кинонаправление переживает глубокий кризис? Или зашло в тупик? Сегодняшняя битва ответит на эти вопросы.

Победителя битвы определяют киноблогеры, публикующие в своих ЖЖ-журналах отзывы и рецензии (ссылки на них собираются в этом онлайн-каталоге). Рейтинг для каждого фильма определяется соотношением позитивных и негативных мнений. Теперь попробуем спрогнозировать победителя этой битвы. По оценкам на Кинопоиске и IMDB явным фаворитом выглядит "Варкрафт". Во всех рейтингах отрыв от "Кредо убийцы" достаточно серьезный, да и сборы у экранизации фэнтэзийной стратегии более солидные. Но мнение простых зрителей и мнение киноблогеров - разные вещи. Последние воспринимают фильмы более критично, поэтому в нашем рейтинге расстановка может быть противоположной общепринятой.

Варкрафт (2016, Дункан Джонс)

Плюсы:
"Варкрафт" дает возможность фанатам культовой стратегии вновь погрузиться во вселенную любимой компьютерной игры. Несмотря на отсутствие литературной основы - а все лучшие фильмы в жанре фэнтэзи поставлены по литературным произведениям - "Варкрафт" радует качественным сюжетом с двумя развивающимися параллельно линиями и нарастающим к финалу напряжением. Фильм вне игрового контекста можно воспринимать как хорошую киносказку с колоритными персонажами и впечатляющими экшн-сценами. Дункан Джонс сумел создать продуманную фэнтэзийную киновселенную, которую по масштабности можно сравнить с вселенной Средиземья в фильмах Питера Джексона про хоббитов. Компьютерная графика, выполненная на высочайшем уровне, повышает зрелищность фильма, который смотрится на одном дыхании. Конечно, все достоинства этого блокбастера в полной мере вы сможете оценить только в кинотеатре, на большом экране. В общем, "плюсы" этого фильма весьма многочисленны:

- красивая графика
- спецэффекты
- наличие логики внутри вселенной
- хорошо передана концепция оригинальной игры
- фильм воспринимается как хорошее фэнтэзи в отрыве от игры
- интересные, колоритные персонажи (особенно орки)
- эпичная музыка

Минусы:
Главная проблема "игровых" блокбастеров, как выше отмечалось - это то, что не-геймерам сложно разобраться в происходящем. Джонс, к сожалению, не смог с этой проблемой справиться: фильм "Варкрафт" в отрыве от игры кажется скучной, бессмысленной движухой. Сюжету на хватает предыстории, которая давала бы зрителю основную информацию о расах и мирах варкравтофской вселенной. Понятно, что к игровым и киношным сценариям разные требования, но раз мы имеем дело с фильмов, то вправе требовать от сюжета какую-нибудь драматургию, непредсказуемые ходы, раскрытие характеров, возможность сопереживать персонажам, эффектный финал. В "Варкрафте" этого совершенно, абсолютно, вообще НЕТ! Что самое забавное, игра относится к жанру стратегии - это понятие предполагает сложные, многоходовые действия, имеющие широкий временной охват. В фильме же всё ровно наоборот. Как известно, режиссеру пришлось урезать материал, чтобы вписаться в 2-часовой хронометраж, из-за этого сюжет становится запутанным, а монтаж - чересчур резким и грубым. Основное внимание перетягивают на себя боевые сцены - да, они очень зрелищные, но всё это можно увидеть и в игре. Дункан Джонс мог бы выехать хотя бы за счет юмора и иронии, но и этих компонентов в фильме катастрофически не хватает. Таким образом кино превращается в затянутый рекламный видеоролик для компьютерной игры. Можно предъявить претензии и к графике, которая лет на 10 отстает от передовой. Список "минусов" получается еще более многочисленным:

- сюжет непонятен тем, кто не играл в Warcraft
- слабый сценарий
- затянутый хронометраж
- грубый монтаж
- характер персонажей не раскрывается
- много бессмысленных боевых сцен
- дух фильма не соответствует духу игры
- игра доставляет больше удовольствия
- устаревшая графика
- плохая актерская игра
- бессовестный намек на сиквел

Соотношение оценок: ЗА - 3 авторов, ПРОТИВ - 12 авторов, нейтрально - 8.
Итоговый рейтинг: -9

Цитаты:

"Если спросить у любого человека на улице, что такое фэнтези, он скажет: "Королевства, магия, орки, гномы, эльфы, битвы на мечах". Вот это и есть описание фильма". отсюда

"Впечатление, что очень много хотели впихнуть, но логической детализации для негеймующего зрителя вроде меня пожалели. Всё широкими мазками и к концу кубарем". отсюда

"Красивая, интересная, местами захватывающая, в меру глупая сказка, которая на два часа вырывает нас из скучной дебильной реальности. Этого мало?" отсюда

"Бестолково рассказанная история, где нарисованные орки мутузятся с неразличимыми друг от друга человеческими существами". отсюда

"Крайне слабый, недокрученный фильм, чьи создатели были заняты распихиванием пасхалок для фанов, а не созданием цельной истории и мира". отсюда

Все отзывы и рецензии

Кредо убийцы (2016, Джастин Курзель)

Плюсы:
Игра Assassin's Creed появилась в 2007 году и быстро стала популярной благодаря, в том числе, великолепным стилизациям под различные исторические эпохи. В фильме Курзелю удалось сделать то же самое - передать атмосферу испанского Средневековья в эпоху инквизиции. Игровой сеттинг Assassin's Creed отлично интегрирован в "ткань" кино. Для поклонников игры это очень важно, остальные же зрители, незнакомые с игрой, с удовольствием погрузятся во вселенную тамплиеров и ассасинов без необходимости разбираться в тонкостях сюжета. Сюжет развивает концепцию игры и заставляет с интересом следить за главным героем в исполнении Майкла Фассбендера. Видно, что создатели фильма очень серьезно отнеслись к сценарию, в котором действие развивается в двух эпохах, а диалоги органично сочетаются с динамичными сценами (а это не только драки и погони, но и захватывающие прыжки и элементы паркура). Наконец, Курзель, как и в предыдущей работе "Макбет", отлично поработал над визуальным стилем - в "Кредо убийцы" видны почерк и индивидуальность режиссера. "Кредо убийцы" - это не типичный блокбастер ради "срубить бабла". Это оригинальный творческий проект на основе успешной компьютерной игры. "Плюсы" мы можем назвать следующие:

- удачное сочетание игровой и киношное специфики
- визуальный стиль
- хорошо передана историческая эпоха
- качественный экшен
- логичный сюжет, для понимания которого нет необходимости знать игру
- отсылки к игре для фанатов
- одна из самых интересных ролей Фассбендера
- операторская работа
- саундтрек

Минусы:
Фильм "Кредо убийцы" показывает историю противоборства двух орденов - тамплиеров и ассасинов. Несмотря на то, что главный герой - ассасин, и мы ему сопереживаем, нам никто не объясняет, а почему собственно ассасины - хорошие, а тамплиеры - плохие? Опять же, зрителю, незнакомому с игрой, непонятна предыстория этого противостояния. Драматургия фильма ограничивается простейшим конфликтом: вот хорошие и вот плохие. Болей за "наших" и ни о чем не думай. Для условного игрового пространства такой подход приемлем. Для фильма - это серьезный пробел в сценарии. Реальная историческая основа (сведения про реальных тамплиеров и ассасинов) вам не поможет, так как всё происходящее во вселенной Assassin's Creed не соответствует историческим фактам. В игре историческая эпоха - просто фон для увлекательных миссий. В фильме Курзеля получается, по сути, то же самое - фон для эффектных прыжков и размахиваний оружием. В истории затрагиваются религиозные и мистические учения, противостояние которых можно было бы очень интересно показать, раскрыв попутно некие философские идеи, однако в фильме всё сводится к красивому, но тупому боевику. Актеры, словно роботы-автоматы, прямолинейно произносят свои пафосные речи, характеры не раскрывают свою глубину, оставаясь подобными игровым юнитам. Логика фильма на всех уровнях зияет пустотами. В общем, создатели "Кредо убийцы", кажется, не поняли различий между компьютерной игрой и кинематографом и сделали бессмысленное зрелище, которое порадует "картинкой" лишь геймеров. Соберем все "минусы" вместе:

- слабый сценарий, без драматургии и раскрытия персонажей
- множество логических недочетов
- отсутствие предыстории
- пафосные диалоги
- игнорирование философской тематики
- историческая недостоверность

Соотношение оценок: ЗА - 4 авторов, ПРОТИВ - 8 авторов, нейтрально - 5.
Итоговый рейтинг: -4

Цитаты:

"Граждане-товарищи-господа создатели. Вы уж в следующий раз пишите на афише такого фильма: "Для одноклеточных". отсюда

"Фильм вам может понравиться, но как отправная точка в истории противостояния тамплиеров и ассасинов - это довольно спорный продукт". отсюда

"Сюжет прост как три копейки, персонажи не раскрыты, актерский талант номинантов и обладателей Оскара использован на два процента, бред, нелогичность, глупые диалоги, неестественность". отсюда

"А голый Фасс ещё будет? Нет? В халатике - тоже хорошо! Опаньки, титры. А о чем фильм был?" отсюда

"Огромный виртуальный мир и геймплей захватывали игрока, и ему некогда было обращать внимание на сценарные дебилизмы. А вот кинозритель видит их и понимает, что его держат за идиота. А как иначе, если тебе всерьез гонят с экрана тупую шнягу?" отсюда

Все отзывы и рецензии

Сравним итоговые рейтинги:
-9 Варкрафт
-4 Кредо убийцы

Очевидно, что "игровое" кинонаправление зашло в тупик и ближайшие годы выход из него не предвидится. Битва свелась к вопросу, который из проектов окажется менее провальным. Впервые победителем битвы становится фильм с отрицательным рейтингом. "Варкрафт" же вовсе побил рекорд, получив самый низкий рейтинг за всю историю рубрики.

ВСЕ ВЫПУСКИ

Profile

altereos: (Default)
altereos

April 2017

S M T W T F S
      1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 02:35 am
Powered by Dreamwidth Studios