altereos: (Default)
[personal profile] altereos
Мастера короткометражной анимации, выпуск №58

Чарли Чаплин, Бастер Китон, братья Маркс... Эти и другие великие комики первой половины 20-го века заложили фундамент для комедийного кинематографа, который будет востребован всегда. В этот список следует добавить и Текса Эйвери, который хоть и не актер-комик, но его голос присутствует во многих мультфильмах, да и во внешности и в характере некоторых мультяшек можно увидеть сходство с их создателем. А еще Текс Эйвери доказал, что именно в анимации можно достичь высочайшую концентрацию юмора - в этом она имеет преимущество перед игровыми комедиями.





Текс Эйвери успел поработать на всех крупнейших анимационных студиях США, кроме диснеевской. Вообще, противопоставление Эйвери и Диснея одно из самых классических в американском кино. Для Текса придумывали различные характеристики: "Дисней для взрослых", "Анти-Дисней" и даже "Дисней, прочитавший Кафку". Заметили, что везде упоминается Дисней? Как будто, одно без другого не может существовать. На самом деле, никакого глобального противопоставления нет. Анимация Эйвери и анимация Диснея имеют одну природу и у них больше общего, нежели различного. При этом тексовский стиль имеет несколько важных отличий от диснеевского - он более раскованный, экстравертный, хулиганистый. Образно выражаясь, вот интеллигентный Микки Маус и вот "гопник" Багз Банни - но они не враждуют, они дружат! Где-то в своем Мульттауне... Мультфильмы Диснея и Эйвери дополняют друг друга и вместе с другими мультиками 30-40-х образуют чудесный мир "золотой эры голливудской мультипликации". Лично для меня с детства все эти мультики - и Микки Маус, и Том и Джерри, и Веселые мелодии - воспринимаются как одно направление и доставляют примерно одинаковое удовольствие.

Текс Эйвери - создатель самых безумных мульт-персонажей голливудской мультипликации: циничный мерзавец Багз Банни, бешеный псих Даффи Дак, тихий маньяк Друпи. Первые двое были созданы на The Warner Bros для цикла мультфильмов "Looney Tunes" ("Веселые мелодии"). После конфликта с продюссерами Эйвери покидает студию, и персонажами начинают рулить другие режиссеры. С 1942 года Текс работает на Metro-Goldwyn-Mayer с продюссером Фредом Куимби, который предоставил аниматору полную творческую свободу. Имя Куимби знакомо всем поклонникам сериала "Том и Джерри", который переживал свой расцвет как раз в те годы. Период работы на MGM считается лучшим в творчестве Эйвери, поэтому смотреть мы будем именно мультики с рычащим львом в заставке.

На MGM Эйвери создал более 60 короткометражных мультфильмов, и среди них сложно найти хоть один проходной или неудачный. Лучшие - самые первые, середина 40-х. На базе пластичного диснеевского визуала разворачиваются безумные сюжеты с максимальной концентрацией юмора. В начале 50-х визуальный стиль упрощается, становится более угловатым и плоским - это своего рода предтеча Загребской школы анимации. Поздние мульты (середина 50-х) уже не такие драйвовые, но это не значит, что они хуже ранних. Динамика ослабевает, но качество юмора остается на высоком уровне. Юмор становится более глубоким, концептуальным. Мультфильмы Эйвери - это не только пародии, трюки, приколы, погони. В них масса отсылок на злободневные темы, популярные философские идеи. Можно взять любой тексовский мультфильм и развернуть на его основе целую лекцию.

Первым на MGM у Эйвери был в 1942 "Blitz Wolf" (тут игра немецких слов и имени Адольф). Мультфильм очень примечательный: с одной стороны, это пародия на сказку и ее диснеевскую экранизацию "Волк и три поросенка", а также пародия на Гитлера и его претензии на порабощение мира; с другой стороны, это военная патриотическая пропаганда, призывающая американцев внести свой финансовый вклад в победу (США вступили во Вторую Мировую). Если это пропаганда, то она такой и должна быть - без устрашений и промывания мозгов. Эйвери показывает, что юмористическая пропаганда, в которой высокая политика принижается до уровня детской игры в войнушку, может быть не менее эффективной, чем пафосные милитаристские фильмы и плакаты. Мультфильм заслуженно получил номинацию на "Оскар" и место в списке "100 лучших мультфильмов" (по версии организаторов фестиваля Annecy).



"Screwball Squirrel" (1944, "Чокнутый бельчонок") - можно сказать, программная работа Текса Эйвери. Этим мультиком Текс утверждает свои принципиальные отличия от диснеевской анимации. Мультфильм начинается в реалистичном диснеевском стиле, на первый план выходит пушистая диснеевская белочка, она уверена, что этот мульт - про нее. В белочке узнается типаж гламурной голливудской актрисы, своей эффектной внешностью (а не актерским талантом) притягивающей к себе внимание аудитории. Примерно так же, по мнению Эйвери, ведут себя и диснеевские персонажи - гладкие, прилизанные, такие мягкие и пушистые зверушки. Но вот в кадре появляется Рыжий Белк, тот самый Screwball Squirrel - очередное творение и alter ego аниматора. Он бережно провожает белочку за дерево и... Нам не показывают, ЧТО он с ней там делает, но можно догадаться. Всё, диснеевская белочка ликвидирована, далее начинается безумное тексовское действо. Таким вот хулиганским способом Эйвери разделывается с диснеевщиной - хотя это, конечно, просто игра на зрителя. Так просто диснеевщину не истребить.



Возникает вопрос: можно ли назвать анимацию Эйвери взрослой? Ведь дети ее с удовольствием смотрят. Гениальный Текс в своих мультиках проводит незаметную границу между детской зрелищностью и взрослым содержанием. Вроде бы недетские вещи (сцены насилия, эротические сцены) Текс показывает так, что у родителей даже и мысли нет прикрыть ребенку глаза во время семейного просмотра. Это не тот случай, когда немыслимые физические воздействия на экране или стриптиз мультяшной красотки могут травмировать детскую психику. К слову о мультяшных красотках - их Эйвери очень любит. Можно сказать, он внес значительный вклад в развитие эротической мультипликации, не переступая грань цензуры и нравственности. А ведь в те годы свирепствовал кодекс Хейса! Однако никаких серьезных проблем с цензурой у Эйвери не было.


1953 - TV of Tomorrow

Сенсацией стал мультфильм "Red Hot Riding Hood" (1943, "Горячая Красная шапочка") - эротическая версия известной сказки. Взрослый зритель увидит в мультике ряд откровенных (и даже "грязных") намеков, которые аккуратно пройдут мимо детского восприятия. У мультфильма были проблемы с цензурой, но история там мутная. Есть версия, что в пользу фильму пошла популярность среди американских солдат. Рыжеволосая "красная шапочка" стала одним из главных мультяшных секс-символом. В дальнейшем она "снялась" еще в нескольких мультфильмах Эйвери. Теперь понятно, откуда растут ноги у Джессики Рэббит ))





Извращенный взрослый зритель будет шокирован некоторыми сценами, что опять же подтверждает талант Текса демонстрировать безумные и непристойные идеи под видом безобидной детской анимации. Вот, например, "What's Buzzin' Buzzard" (1943) - мультик про двух оголодавших стервятников в пустыне. По сюжету, они безуспешно пытаются раздобыть пищу, на почве голода у них едет крыша и однажды они пытаются съесть друг друга. Казалось бы, логичный комический прием, но Эйвери настолько отчетливо делает акцент на обоюдной страсти друг друга сожрать, что поневоле в голову лезут всякие фрейдисткие мысли. И такого у Текса Эйвери полно!



Безграничный масштаб безумной фантазии Эйвери можно оценить по мультфильму "King-Size Canary" (1947, "Очень большая канарейка). Простой комический эффект (резкое увеличение персонажа в размерах) используется с максимальным преувеличением (буквально до вселенских масштабов) и прямолинейно. Можно было бы покритиковать Текса за примитивность, если бы не самоирония. По сути, King-Size Canary - это краткий творческий манифест аниматора, в котором только два пункта: 1. В анимации можно всё! 2. В анимации я бог!. Это удивительный мультфильм, в котором незримо присутствует дух Творца-аниматора, а юмор, стало быть, возводится в ранг религии. Неслучайно, мульт также входит в список "100 лучших мультфильмов". Конечно, это всё (само)ирония, опять же, мастерски замаскированная под детский мультик.



В своих многочисленных короткометражках Эйвери обыгрывает различные киножанры, придумывает остроумные пародии на сказки и известные сюжеты: побег из тюрьмы (Dumb-Hounded, Cellbound и др), рождественская сказка (One Ham`s Family), ghost story (Who Killed Who), нуаровские пародии с Друпи и т.д. Творчество Эйвери - это юмористическая энциклопедия американской жизни. С чем у нас ассоциируется Америка и ее история - всё это изображает Текс Эйвери в своем фирменном хулиганском стиле: ковбои (Drag-A-Long Droopy), Дикий Запад (Wild and Woolfy), индейцы (Big Heel-Watha), золотая лихорадка (The Shooting of Dan McGoo), бойскауты (Droopy`s Good Deed), бейсбол (Batty Baseball) и др.











Из поздних работ стоит выделить цикл футуристических фантазий (1949-1954): "Дом будущего", "Автомобиль будущего", "Телевидение будущего" и "Ферма будущего". Здесь нет сверхдинамичного действия и бешеных зверей, по содержанию эти фильмы рассчитаны на более зрелую аудиторию.


1949 - The House of Tomorrow


1951 - Car of Tomorrow


1953 - TV of Tomorrow


Результат одного из безумных экспериментов по скрещиванию животных в The Farm of Tomorrow (1954)

Текс Эйвери - это гарантия отличного юмора и хорошего настроения. Сочетание "детской" зрелищности и "взрослых" подтекстов делает его анимацию универсальной с точки зрения возраста аудитории. Более сотни мультиков Текса сейчас доступны всем желающим, их можно смотреть наугад, в любом порядке и получать каждый раз новые ощущения - в этом, кстати, они выгодно отличается от цикла "Том и Джерри", в котором есть явно неудачные работы, а при длительном просмотре кошачье-мышиная суета начинает утомлять. В общем, это "золотой фонд" мировой комедийной анимации.

ВСЕ ВЫПУСКИ
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

altereos: (Default)
altereos

April 2017

S M T W T F S
      1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 25th, 2017 02:36 am
Powered by Dreamwidth Studios