altereos: (Default)
[personal profile] altereos
Мастера короткометражной анимации, выпуск №59

В 1980-е годы на периферии советской анимации, на студии "КиевНаучФильм" происходили интересные вещи: Давид Черкасский создавал свои суперхиты "Доктор Айболит" и "Остров сокровищ", а его коллега Михаил Титов своими яркими и жуткими работами взрывал мозг любителям безобидных мультиков. Анимация перестроечной эпохи - интереснейший и уникальный пласт: неслучайно большинство наименований в списках типа "самые безумные советские мультфильмы" - из той эпохи. Анимация Михаила Титова отлично вписывается в шизофреническую перестроечную эстетику, подпитывая ее мистическими и паранормальными сюжетами. Можно сказать, Михаил Титов - это Стивен Кинг или Лавкрафт советской анимации. В своем мульт-пространстве он изображал различные загадочные существа: демонов, монстров, пришельцев, ожившие предметы... Получается такая позднесоветская "корпорация монстров", а по сути это отражение человеческих "внутренних демонов", разбуженных предчувствием грядущей социально-политической катастрофы.



Михаил Моисеевич Титов - фигура не менее загадочная, чем созданные им персонажи. По крайней мере, за пределами анимационного сообщества про него почти ничего не известно. На киевской студии прошел путь от простого художника-аниматора до режиссера мультипликации. Работал аниматором в известной серии мультфильмов про казаков. Режиссерская карьера получилась недолгой - с 1983 года и до развала Союза. Затем его следы в информационном пространстве теряются. За эти годы он успел сделать, по общедоступным данным, шесть работ. Рассмотрим каждую в хронологическом.

1984 - Встреча

Режиссерским дебютом стал фантастический мультфильм "Встреча". Где-то в российской глуши приземляется летающая тарелка. Пришельцы выходят на контакт с местными жителями. Фильм начинается как фантастическая комедия в духе известной французской киноленты "Жандарм и инопланетяне" с Луи де Фюнесом. Комические ситуации возникают из-за того, что пришелец пытается быть похожим на землянина. Однако к финалу происходят неожиданные сюжетные повороты, и настроение из легкого превращается в тревожное. Под конец у зрителя назревают параноидальные мотивы: а вдруг окружающие нас люди - это... не совсем люди?





1986 - Сражение

Этот мультфильм самый известный у Титова по той простой причине, что это экранизация произведения Стивена Кинга. Тысячи русскоязычных поклонников "короля ужасов" наверняка изучили список кинговских экранизаций (например, на Кинопоиске) и нашли этот замечательный мультик. По сюжету, киллер убивает владельца фабрики игрушек, после чего игрушечные фигурки начинают мстить главному герою за убийство своего создателя. В "Сражении" утверждается главная особенность стиля Титова - стремление к масштабному кинематографическому изображению. Рассказ Стивена Кинга, чьи книги так любят экранизировать кинорежиссеры - подходящий материал для подобных анимационных экспериментов. Мультфильмы Титова стремятся быть похожими на фильмы, снятые на кинопленку: у Титова мы видим трехмерное пространство, в котором анимируются все объекты (тотальная анимация); имитацию головокружительных полетов кинокамеры; реалистичных персонажей, напоминающих живых актеров. Возможно, здесь было влияние Анатолия Петрова, который за несколько лет до "Сражения" создавал мультфильмы по законам игрового кино (см. "Полигон", 1977 г). Хотя в мультфильмах Титова все-таки больше "мультяшности". В любом случае, это захватывающее зрелище, которое кажется авангардным на фоне классической советской анимации.





1988 - Страшная месть

Кинематографическая реалистичность изображения усиливает жуткие ощущения во время просмотра "Страшной мести". Михаил Титов после Стивена Кинга вновь обращается к литературному ужастику - на этот раз к повести Николая Гоголя по украинскому мистическому фольклору. У Титова сюжет отходит на второй план, у зрителя просто нет возможности следить за историей - наше сознание с первых кадров и до финала интенсивно атакуют демоны и всякая нечисть. Что мы видим на экране - это калейдоскоп паранормальных сущностей, изображенных чересчур реалистично с точки зрения законов традиционной анимации. Конечно, этот короткометражный мультфильм вас по-настоящему не испугает. Но дверь в потусторонний мир чуть-чуть приоткроет.





1989 - Ерик

Восстание демонических сущностей продолжается. Теперь Михаил Титов обращается к короткому рассказу Платонова "Ерик" с мистическими и апокалиптическими мотивами. Сюжета изначально было мало (некий "враг рода человеческого" приходит к мужику и учит его лепить людей из глины), в мультфильме же его остается самый минимум. Мы видим нечисть, смерть с косой, вокруг которой устраиваются хороводы. Михаил Титов отказался от реализма предыдущих работ и выбрал минималистичный стиль, которому присущи ирония и карикатурность - такой подход, пожалуй, ближе к духу платоновской литературы. Фильм великолепно передает настроение во время "праздника смерти", когда бояться уже поздно - остается лишь вдоволь повеселиться перед уничтожением мира. Мультфильм приобретает дополнительный смысл в перестроечном контексте: "Ерик" - своеобразное зеркало, показывающее зрителю его собственных демонов, олицетворяющих страх перед ломкой привычного образа жизни и становлением нового мира, в котором будут преобладать совсем другие ценности. Смерть - это символ не только умирания, но и болезненного обновления: разрушения старого и создания "на костях" чего-то нового.





1991 - Крокодил

Следующее литературное произведение, к которому обращается Михаил Титов - это рассказ Достоевского "Крокодил". Несмотря на то, что в сюжете есть элементы хоррора (крокодил глотает человека), произведение представляет собой политическую сатиру. Титов опять же упрощает сюжет и особое внимание уделяет настроению. В мультфильме политические намеки уже не считываются, но сохраняется ироничный дух оригинала. Если вынести за скобки оригинальный сюжет и звуковое сопровождение, то в кадре происходят в общем-то жуткие вещи: крокодил-людоед, человек без головы, годзиллообразный монстр, шагающий по городу... Однако "Крокодил" - не ужастик, он больше похож на поток шизофренического бреда. Причудливым становится стиль Титова - в нем есть черты кинематографического реализма (в изображении персонажей использованы фотоснимки реальных людей), ощущение тотальности и трехмерности, но всё это происходит как будто во сне. Одним словом, сюрреализм. "Крокодил" Титова - это тотальное искажение и слияние всего. Крокодил сожрал не только чиновника Ивана Матвеича, крокодил сожрал всё.



Три перестроечных мультфильма Михаила Титова - "Страшная месть", "Ерик" и "Крокодил" - хочется объединить в паранормальную трилогию, изображающих три этапа переживаний души во время перехода в потусторонний мир: животный страх перед смертью ("Страшная месть"); смирение, когда боятся уже нет смысла ("Ерик"); процесс умирания - стирание памяти, разрушение сознание перед непосредственным переходом в другую форму жизни ("Крокодил"). Конечно, это только моя гипотеза. Насколько она соответствует реальному замыслу - узнать нет возможности.

Последней работой украинского аниматора стал эпизод в юмористическом сборнике для взрослых "Мы - мужчины" (1991). Михаил Титов вновь создал монструозное зрелище, в котором части тела разыгрывают трагедию Шекспира "Отелло". Выглядит это комично, хотя "персонажи" достаточно жутковатые.



Михаил Титов за несколько лет успел создать ряд ярких работ, о которых сейчас мало кто помнит. Интерес к этому аниматору в медиапространстве почти отсутствует. С одной стороны, грустно из-за того, что "скрытые шедевры" становятся со временем всё более скрытыми. С другой стороны, мультфильмы имеются в общем доступе, и в любой момент любитель или исследователь отечественной анимации может открыть для себя новое имя. Это касается не только Михаила Титова, но и десятков других почти забытых режиссеров-мультипликаторов.

ВСЕ ВЫПУСКИ
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

altereos: (Default)
altereos

April 2017

S M T W T F S
      1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 09:14 pm
Powered by Dreamwidth Studios