altereos: (Default)
[personal profile] altereos
Для тематической кинорулетки Итальянские джалло (giallo).

В число самых классических "желтых-прежелтых" gialli входит данное произведение Умберто Ленци, созданное в период наивысшего расцвета этого жанра. По "Орхидеям" можно изучать стилистические особенности джалло, его достижения и недостатки - первых все-таки побольше. Режиссер Умберто Ленци, как и многие другие мастера джалло, в течение своей режиссерской карьеры успел поработать со множеством жанров, а в нужный момент поймал "желтую" волну и снял несколько кинолент в жанре психопатологических детективных триллеров, или одним словом - giallo.





Рецензию на Sette orchidee macchiate di rosso лучше всего представить в виде конспекта на тему "что такое джалло". Отличная иллюстрация жанра появляется в первые мгновения фильма:



Кто найдет в этой картине больше элементов джалло? Ладно, не будем тратить время на киноманские соревнования. Я сходу могу назвать следующие элементы:
- черная перчатка
- холодное оружие
- вид из глаз убийцы
Ну и стена желтого цвета на фоне. Что еще характерно, этот эпизод с первым убийством формально связан с дальнейшим сюжетом, но фактически это просто мрачное вступление, задающее тревожное настроение для восприятия дальнейшего зрелища. Это я к тому, что сюжет в джалло выстраивается по иррациональным принципам, связь между эпиздами может быть самой причудливой. Ленци, правда, пытался подавить иррациональность традиционной детективной логикой, но не получилось - жанр все-таки оказался сильнее режиссера.

Следующий важный элемент джалло - эстетизация убийств красивых женщин. В "Орхидеях" это всё имеется. Неестественно яркая кровь и артистичные умирания красоток усиливают эротическую "извращенность" момента.





Процесс убийства показан в стиле стареньких шутеров - глазами персонажа. Мы не видим фигуры, лица убийцы точно так же, как мы не видим себя, если перед нами нет отражающей поверхности. В кадр попадают только руки (естественно, в черных перчатках).





Кровь, как полагается, в некоторых эпизодах льется ручьем. Все-таки для джалло, несмотря на название (giallo - желтый), основным цветом является красный. В названиях фильмов часто присутствует красный цвет или близкие к нему (как здесь - "окровавленные"). В фильме много чего красного помимо крови.











Но самое интересное в "Орхидеях", да и, наверное, во всем жанре - это фигура убийцы. Из джалло я видел Ардженто и Марио Баву, если добавить к ним фильм Ленци, то вырисовывается очень интересный образ джалло-маньяка. Общие визуальные черты (плащ, перчатки) - это мы уже знаем. Во-первых, убийца явно обладает сверхспособностями: он может проникнуть в любое закрытое пространство (квартира, кабинет, лифт) и в любой момент из него испариться. Помните мультяшного Черного плаща? Это ж в чистом виде персонаж джалло! Пыщь - появляется, пыщь - исчезает! Джалловский "черный плащ" - ловкий, резкий, расчетливый. Как ниндзя-невидимка.



Но все сверхспособности мгновенно исчезают, когда зрителю показывают лицо убийцы, уже ближе к финалу. Ловкий ниндзя превращается в нелепого доходягу, который спотыкается об каждую ступеньку. Срабатывает принцип: пока убийца невидим для зрителя и для других персонажей - он дьявол, как только его лицо попадает в кадр - корявый неудачник. Мне кажется, проработка образа маньяка, переживающего столь удивительные трансформации - главное достижение жанра джалло. Наверняка и психоаналитическую основу можно подвести под эту особенность. У Ленци именно такой маньяк.

Что касается детективной линии, то первые две трети фильма мы наблюдает достаточно качественный детектив, в котором угадать убийцу действительно очень сложно. В действие постоянно вводятся новые персонажи, каждый из них претендует на наличие скрытой маниакальной натуры. Далее режиссер допускает серьезный прокол: как только в сюжет вводится персонаж, который в конце и окажется убийцей, мы сразу понимаем - это именно он (она)! Причем, никаких намеков режиссер не делает и в логике детективной линии ничего не меняет. То есть по идее мы не должны догадаться, но почему-то это происходит. Ленци не хватило мастерства (или желания) сделать ряд эпизодов более изящно и нестандартно, иррационально, чтобы зритель запутался вместо того, чтобы подумать: "ну вот это по-любому убийца"! Ленци давит логикой и теряет "волшебство" жанра. К счастью, это уже почти конец фильма, и запаса магии джалло хватает, чтобы фильм не скатился до уровня посредственного.



"Семь окровавленных орхидей" - своеобразный учебник по джалло от Умберто Ленци, в котором режиссер описал не только преимущества жанра и способы их реализации, но и ошибки - действия, которые в джалло совершать нельзя. Не стоит впихивать традиционные детективные принципы в рамки джалло - из-за этого фильм теряет обаяние, манящую иррациональность, специфическое безумство, при этом приобретает сухость и немного занудства. В то же время, с точки зрения визуальной джалло-эстетики, "Орхидеи" сделаны на высоком уровне.

Оценка: 7/10
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

altereos: (Default)
altereos

April 2017

S M T W T F S
      1
2 3 4 5 6 78
9 10 11 12 131415
16171819202122
23242526272829
30      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 21st, 2017 09:15 pm
Powered by Dreamwidth Studios